С момента закрытой презентации на Игромире (представляете, как давно это было) мне так и не удалось добраться и поиграть в давным-давно вышедшую и крайне долгожданную «Сибирь 3». Естественно, критики её ругали, и, не менее естественно, что я пропустила их возмущения мимо ушей – аудитория всегда чем-то недовольна, и даже у гениального проекта без единого недочёта эти самые недочёты найдут.
Если кто не помнит, в далёком 2002 году широкой аудитории была представлена «Сибирь», повествующая о путешествии американки Кейт Уокер, представляющей крупную компанию, в восточную Европу, в город Валадилену, дабы подписать договор и выкупить у госпожи Анны Форальберг её фабрику игрушек. Такая тривиальная завязка разворачивается в целую цепочку удивительных открытий и приключений, основная цель которых – найти Ганса Форальберга, гениального изобретателя и младшего брата Анны всё с той же целью, выкупить у него фабрику после того, как он вступит в права наследования.
В 2004 – мир увидел «Сибирь 2», где Ганс и Кейт вместе продолжили путешествие в снега Сибири навстречу северным кочевникам юколам и мамонтам.
Дилогия стала культовым проектом жанра квест, и увидеть продолжение истории мало кто надеялся. И тут свершилось, Бенуа Сокаль собрался, сотворил и в 2017 году выпустил третью игру цикла. На современных мощностях, заявив, что в игре буквально всё будет меняться в зависимости от действий игрока, и фактический выбор игрока будет крайне важен. Очень смелое заявление, невероятно сложная задача, и максимально ожидаемая игра 2017 года.
С того знаменательного дня прошёл почти год, и проект перенесён на Nintendo Switch. Об этой конкретной версии мы сегодня и поговорим.
Первое, что поражает, когда вы запускаете игру, это то, насколько ж она страшная. Нет, правда. На презентации, на скринах, на роликах с Youtube’а, везде – она выглядела гораздо пристойнее. Да, конечно, можно просто отмахнуться и сказать, что Nintendo Switch — консолька слабенькая, и всяких там динамических теней и красивых шейдеров не потянет… Но давайте начистоту, портировать игру – это не просто отключить шейдеры, порезать текстуры и запихнуть на консоль оставшееся нечто, страшное, как немытый подвал хрущёвки. Но, к сожалению, про оптимизацию ныне говорить не принято, так что имеем что имеем. Версия «Сибирь 3» для Nintendo Switch больше не выглядит, как привычная вам «Сибирь». Она страшная.
Второе — это, конечно, перевод. К субтитрам у меня особых претензий нет. Язык хороший, ошибок пока замечено не было, грубых неточностей, как это порой бывает, тоже. Конечно «мадам Ольга» немного мозолит глаза, ну да и шут с ней, она не навечно с вами. С озвучкой всё гораздо хуже. Как большая часть актёров, кажется, даже не понимает, что голосом тоже надо играть, так остальные не осознают или не помнят, что с закрытым ртом говорят специально обученные люди, а для всех остальных артикуляцию тоже было бы неплохо свести с речью, ну хоть чуть-чуть, если уж почему-то не сделана специализированная анимация. Но, право же, о чём это я? Нам же дали перевод на русский язык! Ура, товарищи, и всё такое. Забудьте про качество. Будете играть, сразу переключите как минимум на английский, а лучше всё ж на оригинальный французский, играть станет гораздо приятнее, и даже отсутствие шейдеров и все вытекающие из этого графические мерзости и архаизмы отойдут на второй план. Не хочу сказать, что английская озвучка хороша, местами голоса там подобраны даже хуже, чем просто плохо, один старик-часовщик чего стоит. Голос Кейт на русском принадлежит Анастасии Жарковой, и у меня бы не было вопросов и возмущений, но эта девушка актриса, и занимается исключительно дубляжом. Что ж так бездарно-то?
Управление местами спорит по неудобству с предыдущими пунктами, но и к нему привыкаешь, как и к смолисто-чёрным теням, а вот полигоны, в которые регулярно врезается Кейт-Кейт-Уокер раздражают куда как сильнее. Если в старых квестах вы были эдакой невидимой рукой, указующей персонажу, что ему следует делать и куда пойти, то здесь управление достаточно невнятно разложено по кнопкам джойконов. Само управление – это нечто среднее между старым квестовым и новым, максимально сближающим игрока и персонажа.
В копилку глюков управления можно добавить то, что при смене джойконов на Pro Controller отрубается ряд функций. Лечится, как и многое, перезагрузкой игры.
Игра довольно паршиво взаимодействует с прямым управлением персонажем. То же касается и камеры, которая внезапно перескакивает при переходе Кейт из одного отрезка локации в другой, и это неимоверно бесит, потому что только что Кейт шла или бежала по улице в одну сторону, и тут, опа, локация подгружается, камера перескакивает, вы не успеваете отжать кнопку, Кейт бежит обратно, локация подгружается… Это, кстати, первый пункт, адресованный создателям игры, а не к командам, портировавшим проект на Nintendo Switch, или переводивших игру на русский язык. И о нём, кажется, сказали все, кто поиграл в “Сибирь 3”. Серьёзно, это же квест в классическом его понимании, здесь придётся много ходить по одним и тем же коридорам. Неужели так сложно было оттестировать локации, чтобы персонаж и камера не застревали среди полигонов и на поворотах. Ну, или хотя бы делали это реже. Я даже не буду тыкать пальцем в косяки типа шагающей над землёй Кейт и пролетающих сквозь окружение предметов из инвентаря. Похожий глюк, кстати, помню и в прошлых частях… мда. Интересно, как они добились такой преемственности, сменив движок?